КРЕСТНЫЙ ТЕСТЬ – XXI

Рахат Алиев

Документальная повесть

Кто и как зарабатывает деньги на Астане?

Беджет Пакколи и его скандально знаменитая швейцарская строительная фирма „Мабетекс”

Пакколи появился в Астане в 1995 году, когда о его сомнительной репутации и странных сделках, например, подряде на реконструкцию Кремля на сумму 300 мил­лионов долларов, не писал только ленивый. Албанец, замечательно ориентировавшийся в коридорах россий­ской власти, друг ельцинского кремлевского управляю­щего делами Павла Бородина, сумел доказать Нурсул­тану Назарбаеву и его „правой руке”, управляющему делами Владимиру Ни, что он именно тот человек, кото­рый им нужен, он выполнит все их требования. А еще крайне важно, что он говорит по-русски, значит, можно договариваться с ним напрямую по такому ключевому вопросу, как „откаты-взятки”.

Требования были простые. Подрядчик выигрывал тен­дер на строительство какого-нибудь объекта в новой казахской столице. Затем получал предоплату из бюджет­ного финансирования, тратил на строительство объекта семьдесят-восемьдесят процентов от полученной суммы, а остаток либо переводил на оффшорные счета, либо строил объекты, передававшиеся в частную собственность президента и его ближайших подельников.

Не стоит удивляться, что на столь привлекательный бизнес, как застройка нового города в тяжелых климати­ческих условиях (что подразумевает, прежде всего, что заказчик не склонен к чрезмерной экономии) не обра­тили внимания мировые строительные гиганты. Компа­нии уровня „Samsung” или „Skanska” вынуждены работать в условиях жесткого финансового контроля, и вольности с „откатами” и левыми схемами их сразу отпугивают. Зато дельцов вроде знаменитого албанца Беджета Пакколи именно эти вольности и привлекают в нашей холодной северной столице.

Швейцарская фирма Mabetex из Лугано работает в Казахстане с 1996 года. Тогда она выиграла тендер на строительство новой столицы, которое было поделено на две фазы. Первая фаза завершилась 10 октября 1998 года. В нее вошла сдача под ключ около двухсот тысяч квадратных метров правительственных офисов, рези­денция президента, здания парламента и банковских учреждений.

Вторая фаза включала строительство новой резиденции президента „Ак-Орда” на левом берегу Ишима, мини­стерства экономики, торгового центра и первую стадию возведения аэропорта. Помимо этого, с легкой руки Токаева, тогдашнего министра, компания построила здание Министерства иностранных дел. Об истории, свя­занной с „комиссионными” по этому проекту, я расскажу в другой книге.

Резиденция президента на левобережье была отстроена и успешно запущена в конце 2004-го. Оста­лось построить акимат-мэрию, детскую больницу, биз­нес-центры.

В апреле 1999-го компания выиграла тендер на рекон­струкцию ЦУМа (приблизительная стоимость – 20,5 мил­лиона долларов). Но в том случае Mabetex действовала не как исполнитель, а как инвестор. После финансовых инъекций она приобрела контрольный пакет в 93 про­цента в компании, руководящей ЦУМом. Получилось, что Пакколи получил крупнейший магазин в столице Казах­стана в обмен на инвестиции в его реконструкцию. А на самом деле Пакколи просто отдал комиссионные прези­денту Назарбаеву в виде отреставрированного ЦУМа, и до сих пор ни один житель Астаны не догадывается, что и сам ЦУМ, и все его рестораны принадлежат Назар­баеву, а отвечает за комплекс Булат Утемуратов. Сам же Пакколи сказал журналистам, что Казахстан должен

Mabetex 15 миллионов долларов, которые он назвал „беспроцентным кредитом, выданным компанией чинов­никам Казахстана на 10-летний срок строительства Астаны”. А взамен городские власти предложили награ­дить Пакколи титулом „Почетного строителя Республики Казахстан” и даже сделать его почетным консулом Казах­стана. Но эти предложения не прошли.

По данным самой компании, Mabetex построила около 60 % города Астана!

Конечно, у Пакколи были конкуренты, которые пыта­лись урвать выгодные подряды через других лоббистов из близкого окружения президента – в основном через нового управляющего делами Досмухамбетова, а затем и Утемуратова и прочих.

В 1996-97 Адильбек Джаксыбеков, мэр – аким города Астана, и Касым-Жомарт Токаев были одними из главных лоббистов Mabetex, конечно же, только после Назарбаева.

 

Цитаты:

„У нас много работы в Казахстане, Узбекистане и Центральной Азии. Центральная Азия – большой рынок для нас; мы построили новую столицу Казахстана и завер­шили нашу работу всего за два года с 12 тысячами чело­век. Мы выполнили свое обещание и завершили 360 000 кв.м правительственных зданий и других гражданских построек. Я стал почетным гражданином Казахстана.

Мы начали работать в новой столице Астане и создали современный бизнес- и финансовый центр страны. Астана была маленькой деревней, которую теперь они хотят превратить в финансовый центр. В Казахстане у нас работает примерно 6000 человек, мы владеем там тури­стической и авиакомпанией, очень престижным торговым центром в центре Астаны на 22 тысячи кв.м”

„Ты всегда должен беречь и почитать своего партнера, вот как я вижу мой успех… Я уверен, что у меня неверо­ятно большое сердце, и ваше сердце тоже должно при­надлежать вашему партнеру”.

Беджет Пакколи

 

 

Пропущенный удар

 

Президент все идеально рассчитал с перевозом столицы. Вернее, ему казалось, что он все рассчитал. В его плане была только одна брешь.

Он построил крепость, в которой все находится под его тотальным контролем. Он распоряжается всем – день­гами страны, природными ресурсами нации и судьбами своих крепостных. Его гнева боятся, его расположения добиваются всеми правдами и неправдами (подставить ближнего – первый из методов). В окружении президента идет непримиримая подковерная борьба за влияние на него, на Назарбаева.

Каждое его слово считается истиной в последней инстанции. Он может выступать на государственном телевидении и рассуждать о нанотехнологиях и парал­лельных мирах – и никто ему не подскажет, что в его стране еще не всем гражданам хватает хлеба, что жители села еле сводят концы с концами, что половина населе­ния страны живет за чертой бедности.

Он может наслаждаться бесконечным потоком лести, он может даже уверовать в свою избранность. Но он уже знает, что допустил ошибку, цена которой может ока­заться очень дорогой для его всевластия.

Проблема крепостей в том, что земли за их пределами развиваются по своим законам. Деревни платят суверену обильную дань, падают ниц перед Ним и его вассалами, демонстрируют свой страх (благо, есть чего бояться) – но в перерывах между проявлениями верности живут своей жизнью.

Некоторые так и остаются прозябать в нищете, неспо­собные поднять голову над своими заботами (таких большинство). Но обязательно найдется село, где коровы и овцы пожирнее и курицы покрупнее. И правит таким селом князек, который бьет перед господином все меньше поклонов.

У нас такой землей вполне предсказуемо оказалась Алма-Ата – не зря президент так не любил этот город. В период горбачевской перестройки первые в Союзе акции гражданского неповиновения и демонстрации в 1986 году произошли именно в нашем городе. Это в сильней­шей степени напугало как Горбачева, так и Назарбаева.

Назарбаев испытывает практически животный страх от того, что люди вспоминают дни 17 и 18 декабря 1986 года-как черные, траурные, когда совершались гонения за инакомыслие, когда наказывали тех, кто хотел сво­боды.

Чуть больше 10-ти лет спустя Назарбаев увез отсюда столицу в надежде, что бурно развиваться будут только те территории, по которым ходят чиновники его адми­нистрации. Ему было сложно представить, что в новую столицу всех придется загонять кнутом (в том числе ино­странные посольства, которые упорно сопротивлялись), и что многомиллиардные вложения так и не обеспечат реального процветания его земли обетованной.

А покинутая им Алма-Ата росла сама, как на дрожжах. И в какой-то момент президент просто упустил контроль над развитием оставленной старой столицы. Но это бы еще полбеды – следом он допустил еще одну непрости­тельную для такого стратега ошибку. В попытке восстано­вить свое тающее влияние он посылает руководить горо­дом слишком амбициозного бывшего комсомольского вожака, который, к тому же, по всем формальным призна­кам подходит на роль будущего главы государства.

Конечно, пакуя чемоданы перед отъездом из Астаны в Алма-Ату, Имангали Тасмагамбетов клялся в вечной вер­ности великому правителю. Конечно, изображал смире­ние, адекватность и подконтрольность. Конечно, играл на гитаре на застольях и развлекал хозяина красивыми песнями. Но другую должность после премьерского кресла Назарбаев не решился ему предлагать. По-види­мому, и сам Тасмагамбетов не согласился бы на другое предложение.

И как президент мог столь расслабиться и потерять бдительность? Ведь все эти песни должны были вызвать в его памяти знакомые картины. И двух десятков лет не прошло, как он сам так же клялся в верности своему хозяину, который поднял его из ниоткуда и возвысил до позиции председателя Совета министров Казахской ССР в далеком 1984 году. Ведь и он так же убедительно демонстрировал свою покорность и преданность, не знающую границ. И так же развлекал своего благодетеля песнями и анекдотами, чтобы быть всегда на виду. Кстати, все новые анекдоты молодой тогда Назарбаев тщательно записывал в маленький блокнотик, который всегда был в пиджаке, и заучивал наизусть.

Но стоило власти лидера коммунистов республики Динмухамеда Кунаева ослабнуть, как от верности и признательности не осталось и следа. Первый президент независимого Казахстана прекрасно должен был пом­нить на своем опыте, что цена клятвам стремится к нулю, когда речь идет о такой ставке, как ханский трон.

Впрочем, каждому человеку хочется верить, что весь предыдущий опыт человечества заканчивается на нем, а он сам достаточно умен, чтобы вовремя увидеть опас­ность, которую до него пропустили столько мудрых и опытных людей. Возможно, президент уже был настолько уверен в своем „газонокосильном аппарате”, который год за годом стрижет политическую лужайку, нейтрализуя каждого сколько-нибудь заметного политика, что не придал значения возможному росту Имангали, этого выходца из западного региона, на южной земле.

Kак-то я спросил Назарбаева, а зачем он назначает Тас-магамбетова мэром Алма-Аты, если не доверяет ему. Ответ меня просто поразил- пусть поработает, пусть побольше погрязнет в коррупции, пусть побольше запач­кается в грязи.

Я понял, что Назарбаев готовит очередную ловушку для очередной жертвы на тот случай, если она взбрыкнет и перестанет слушаться главного пастуха. Назарбаев не простит Тасмагамбетову ни разгон демонстрантов в микрорайоне Шанырак, ни проблемы с заражением детей спидом в Шымкенте и многое другое.

Какова бы ни была причина, результат уже оказался для президента очень тревожным: его ставленник вырос, а газонокосилка дала сбой. Ее насылают на Алма-Ату снова и снова, а она лишь в очередной раз ломает зубья. Президент уже открыто требует от своих подручных принести ему голову Тасмагамбетова, но молнии с Олимпа не причиняют теперь уже столичному Астанин-скому Акиму – мэру никакого вреда.

“Xural” qəzeti,

İl: 9, sayı: 021 (429), 05 – 11 iyun 2011-ci il

Əlaqəli məqalələr

Bir cavab yazın

Sizin e-poçt ünvanınız dərc edilməyəcəkdir. Gərəkli sahələr * ilə işarələnmişdir

Back to top button