КРЕСТНЫЙ ТЕСТЬ – XIII yazı

Рахат Алиев

Документальная повесть

Еще один трюк административной системы в электо­ральный период – выдвижение кандидатов. Задача одна: не допустить появления в списке хоть сколько-нибудь значимой фамилии. Единственным узнаваемым для изби­рателя кандидатом в президенты должен быть рядовой человек по фамилии Назарбаев.

Также для проформы в список кандидатов внесут совершенно неизвестных избирателю „уважаемых людей”, а также, возможно, включат в него одного клоуна на поводке, на фоне которого действующий пре­зидент должен смотреться особенно хорошо. Но даже этот клоун в последний момент попросит народ Казах­стана голосовать за Крестного Тестя.

Глядя на депрессивный список кандидатов, каждый гражданин должен вздохнуть: „Да, Назарбаеву альтернативы нет”. Ее точно нет, потому что именно над этим день за днем, и ночь за ночью работает административная и репрессивная машина.

Сформировать стерильный список уже не составляет труда. В обществе страха каждый понимает, что противостояние государству бесполезно и смертельно опасно. Если бы в нашей стране появился свой Барак Обама, администрация предложила бы ему выбор: либо стать частью системы, отказаться от политических амбиций и довольствоваться материальными благами, которые могут обильно посыпаться на его голову – либо пенять на себя. Судьба Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сар-сенбаева каждому должна служить хорошим уроком.

Самое простое, что система может подарить стропти­вому кандидату – это судимость. В нашей стране это всего-навсего один звонок из администрации Назар­баева Генеральному прокурору Тусупбекову, и еще один Верховному судье – Мами. Судимый человек по закону баллотироваться не может – конец истории. Таким нему­дреным способом нейтрализовали таких оппозиционе­ров как бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин и бывший аким-губернатор Галымжан Жакиянов. Это же послужило первоначальной причиной, почему судебная система была брошена против меня.

А еще у нас есть передовая технология электронного голосования „Сайлау”. Она родилась, когда в админи­страции посчитали, что механизм фальсификации выбо­ров с помощью печатных станков типографии „Дауир” надежен, но громоздок. Слишком много работы и потен­циальных вещественных доказательств преступления.

В „Сайлау” все совсем просто. Избиратели нажимают на те кнопки, на какие хотят, а система покажет на мониторе ту цифру, которую в нее загрузит избирком. Сервер-двой­ник системы, подключенный по оптиковолоконному кабелю к главному избиркомовскому серверу, находится в специальной информационной службе (СИС) КНБ, бук­вально в ста шагах от здания Центризбиркома в Астане.

Президент Назарбаев уделяет огромное внимание приглашению своих платных иностранных друзей-наблюдателей на свои же „выборы”, для нейтрализации негативных выводов от наблюдателей из ОБСЕ.

Крестный тесть очень любит американских конгресс­менов. Правда, не всех, а только тех, которые готовы прилетать к нему в гости, принимать ордена и высоко оценивать успехи Казахстана на пути демократического развития. Такой же любовью президента пользуются многочисленные сенаторы, спецпредставители и отпры­ски влиятельных политических династий. Главное,чтобы они понимали крыловский принцип „кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку” и умели применять его на практике.

За последние несколько лет президента не раз наве­щали такие полезные друзья. Мне довелось наблюдать эти встречи. В „Ак-Орде” постоянно можно было встретить то американского законодателя, то британского принца. Достаточно вспомнить хотя бы несколько таких встреч.

Например, в июне 2001 года у Назарбаева в гостях в гольф-клубе Астаны был председатель правления и исполнительный директор американской  нефтедобы­вающей компании „Халлибертон” Дэвид Лезар (David J.Lesar). Он – ближайший деловой партнер Дика Чейни (Dick Cheney) – бывшего могущественного вице-президента США. И в результате его встреч „Халлибертон” получил крупные подряды на каспийском нефтяном шельфе. Взамен Назарбаеву пообещали поддержку Белого дома. Если вспомнить, что над президентом все эти годы нависал дамоклов меч „Казахгейта”, можно понять легкость, с какой он отдал Лезару каспийские контракты.

В конце мая 2004-го Крестный Тесть вновь принимал в столичной резиденции видных американцев – на сей раз делегацию конгресса США во главе с сенатором Конра­дом Бернсом (Conrad Burns). Берне и конгрессмен Денис Рехберг (Dennis Rehberg) вручили радушному хозяину американский государственный флаг, поднимавшийся над Конгрессом в честь нашей республики, и специаль­ное послание с добрыми пожеланиями от видных амери­канских законодателей. Если учесть, что в мировых дип­ломатических кругах за Казахстаном (и, прежде всего за его руководителем) прочно закрепилась репутация парт­нера с безграничным коррупционным потенциалом, реальные пожелания „ряда видных законодателей” тоже легко понять.

15 июня следующего года Назарбаев уже в своей алма-тинской резиденции встречал ученых и бизнесменов, прибывших из-за океана для участия в международной бизнес-конференции Азиатского общества. Организато­рами мероприятия были бывший Постпред США в ООН Ричард Холбрук (Richard Holbruck), ныне занимающий пост президента Азиатского общества, а заодно с ним президент лоббистской компании „Global Options Mana­gement” Александр Миртчев (Alexander Mirtchev). Прой­дет три года, и Мирчев сам станет в Вашингтоне известной персоной благодаря публикациям во влиятельной газете „Wall Street Journal”, посвященным его сомнитель­ным казахским контактам.

6 сентября 2005-го состоялся исторический визит в Казахстан самого Билла Клинтона (Bill Clinton), экс-президента Соединенных Штатов Америки. Визит оказался успешным для обеих сторон. Клинтон выторговал выгод­нейшую урановую сделку для своего друга – канадского бизнесмена Фрэнка Гиустры (Frank Giustra), а Назарбаев -поддержку кандидатуры Казахстана на председатель­ство в ОБСЕ. Правда, иного взгляда на успех той поездки могла бы придерживаться жена Клинтона, Хиллари. Она была главным претендентом на выдвижение в кандидаты на пост президента США от Демократической партии, когда „Нью-Йорк Тайме” расписала подробности „урано­вой сделки” ее мужа с казахстанским режимом. Если это и не стало главной причиной проигрыша Хиллари Бараку Обаме, то в любом случае ущерб репутации семьи был нанесен более чем ощутимый. И именно в тот момент, когда на кону стоял вопрос о номинации Хиллари на пост президента страны.

А 11 октября 2005 года к Назарбаеву прилетали кон­грессмен от штата Калифорния Даррел Айсса (Darreil Issa), представляющий Республиканскую партию, и демократ Лоретта Санчез (Loretta Sanchez).

Спустя всего четыре дня президент принимает нового гостя – легендарного Генри Киссинджера (Henry Kissin­ger) – бывшего Государственного секретаря США, лау­реата Нобелевской премии мира. Киссинджер прибыл в Астану с частным визитом. Организатор поездки – все тот же лоббист Миртчев.

В последний день октября 2005 года Назарбаев встре­тился с президентом Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, конгрессменом США от штата Флорида Алси Хастингсом (Alcee Hastings). Отмечу, что этот господин является одним из 12 судий за всю американскую историю, кото­рый был отстранен от выполнения обязанностей судьи (Южный район штата Флорида) за взяточничество и пре­пятствие отправлению правосудия. Этот скандал имел место в конце 80-х годов.

Я был на той официальной встрече в президентском дворце „Ак-Орда” от министерства иностранных дел. Хастингс не жалел красок, негативно высказываясь о президенте Буше-младшем и его брате, губернаторе Флориды. Рассказывал, как негативно он оценивает дея­тельность американского правительства.

Президенту такой разговор понравился, и он долго беседовал с гостем, хотя протокольное время уже давно вышло. Под конец Хастингс попросил Назарбаева о маленькой услуге – поговорить с узбекским президен­том Каримовым, который обиделся на американскую критику своего режима и отказывается встречаться с западными гостями. Эту просьбу Назарбаев исполнил за 5 минут. Он вышел из комнаты, а когда вернулся, ска­зал, что Каримов согласился принять Хастингса у себя в Ташкенте.

Своим же помощникам Крестный тесть настрого прика­зал поселить конгрессмена в президентском люксе и организовать его пребывание „по полной развлекатель­ной программе”.

2 декабря 2005-го у Назарбаева прямо перед прези­дентскими выборами были гости – лоббисты из Великобритании. Эта делегация „Каспийского информационного центра”, привезенная послом Идрисовым за казенный счет, была призвана наблюдать за нашими президентскими выборами – вернее, за спектаклем под их назва­нием. В составе делегации: бывший председатель Консер­вативной партии лорд Паркинсон (Lord Cecil Parkinson), член всепартийной группы по Казахстану британского Парламента лорд Килкуни (Lord Kilkenny), член палаты общин Питер Лили (Peter Lily), член Европарламента от Великобритании, кандидат на пост Генерального секретаря ООН Нирж Дева (Niranjan Joseph Deva), профессор политологии Кеннет Миног (Kenneth Minogue), профессор социологии Денис О’Кифф (Dennis O’Kiff), генеральный директор Каспийского информационного центpa Джеральд Фрост (Gerald Frost).

Уже пятого декабря состоялась новая встреча прези­дента с наблюдателям и – на этот раз у него в гостях международная группа во главе с Членом Палаты представи­телей Конгресса США Чарли Мелансоном (Charlie Melanson), а также послом Берли, бывшим главой наблю­дателей от ОБСЕ на парламентских выборах 2004 года. Визит этой группы организован послом Саудабаевым, а проезд и командировочные оплачены из внебюджетных фондов Назарбаева. Вскоре после визита вся группа выдала положительную оценку состоявшихся президент­ских выборов.

5 мая 2006-го Назарбаев в очередной раз встретился с самим Диком Чейни, вице-президентом Соединенных Штатов и, возможно, самым влиятельным на тот момент человеком в мире (многие наблюдатели считали, что вашингтонскую политику Чейни формировал в большей степени, чем сам президент Джордж Буш).

Ровно через два месяца Крестный Тесть распростер объятья Его Королевскому Высочеству Герцогу Йоркскому Принцу Эндрю (Prince Andrew). Это уже потом распро­странилась информация, что при продаже особняка прин­ца казахскому магнату герцогу Йоркскому переплатили 3 миллиона фунтов стерлингов. Пусть покупателем в бумагах значится зять бывшего Акима-мэра города Алма-Аты Тасмагамбетова, в окружении Крестного Тестя все знают, для кого покупался особняк, и по чьему указа­нию британский продавец королевских кровей получил куда больше, чем мог запрашивать. Фактически Крестный Тесть попытался сделать принца Эндрю своим лоббистом и продвиженцем интересов „Казахмыса”, чтобы вовлечь в число своих преданных друзей и британскую королев­скую семью. Кстати, и третья жена Крестного Тестя с его сыном имеют постоянный вид на жительство в Лондоне.

В конце мая 2007-го Назарбаев получил обращение влиятельных членов Конгресса США, в котором, что называется, дана высокая оценка принятым изменениям в конституцию Казахстана. Письма эти прислали конюх грессмен-демократ Чарли Мелансон, член Конгресса США республиканец Дэррелл Айсса, конгрессмен-демо­крат Эдолфус Таунс (Edolphus Towns). Стоит, думаю, уточнить, что речь идет о тех самых поправках, которые де-юре утвердили диктатуру в стране, сделав Назар­баева пожизненным президентом.

“Xural” qəzeti
il: 9, sayı: 013(421), 03-09 aprel 2011-ci il

Əlaqəli məqalələr

Bir cavab yazın

Sizin e-poçt ünvanınız dərc edilməyəcəkdir. Gərəkli sahələr * ilə işarələnmişdir

Back to top button